4 Часть. 2000е: Эра чемпионатов и интернета. ЧИТАТЬ >>

4 Часть. 2000е: Эра чемпионатов и интернета. ЧИТАТЬ >>

                                                                         Часть 4. 2000-е: Эра чемпионатов и интернета.

 Америка. Франция. Восток. Россия.

 а) Америка

Двухтысячные годы – безумная популярность хип-хоп музыки и ее распространение по всему миру. Хип-хоп теперь общемировое явление, однако, одновременно с расширением, происходит коммерциализация. Хип-хоп становиться «попсой». Та же эволюция происходит и с танцем. С одной стороны, он становиться более профессиональным. Уже давно работают школы и студии, хореографы и тренера не сидят без работы. С другой стороны, танец из уличного превращается в сценический. Та хореография, которую можно увидеть в многочисленных видеоклипах, имеет мало общего с хип-хопом, родившимся на улицах, как по форме. Став частью индустрии, танец теперь нацелен не столько на самовыражение и самоутверждение, сколько на то, чтобы показать хорошее шоу, которое было бы легко потом продать. В духе подобных веяний в 2000 году рождается чемпионат Hip-Hop International, где упор идет на номера и постановки. Сам танец размывается, становясь настолько разнообразным, что сложно становится его классифицировать. Определенно можно только сказать, что это нечто, что танцуется под хип-хоп музыку. Это сильно уходит от корней стиля, но видимо таков неизбежный процесс эволюции. Одновременно продолжает существовать и андеграундный вариант, который танцуют в клубах или на улице, но это не так заметно на фоне общей массы коммерческого хип-хопа.

Став зрелищным и модным течением, уличные танцы были показаны в изобилии в «Шоу Уэйда Робсона», вышедшем в 2003 году на MTV. Это были по форме андеграундные батлы, но уже в телевизионном формате, в которых танцоры разных стилей сражались за денежный приз в размере 100 тысяч долларов! В 2004 году выходит фильм “You Got Served”, который в нашем прокате был переведен как «Танцы улиц». По сюжету фильм сильно повторял своих предшественников двадцатилетней давности, но это не помешало ленте стать очень популярной и даже культовой в молодежной среде, что принесло авторам 32 миллиона долларов чистой прибыли. После этого, высоко бюджетные фильмы, где на передний план вынесены уличные танцы, сыплются как из рога изобилия: «Шаг вперед 1,2», «Танцы улиц 2,3», «Дворовые танцы», «Супер диджей». Трудно назвать их шедеврами. Сценарии повторяют друг друга, эксплуатируя идею победы в командном батле. Однако зрелищные танцевальные постановки, яркое красочное шоу – все это заставляет сердца подростков трепетать и с нетерпением ждать выхода нового фильма о танцах.

Последние лет 10 большое распространение получило такое направление как LA Hip-Hop. Будучи принесенным из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, этот стиль был интерпретирован джазовыми танцорами и хореографами. Он отлично подходит для постановок под лиричные r’n’b треки, опорой музыкальности в нем служат ритмика вокала, а не ударных, и мелодическая составляющая. Вследствие этого, сам танец в корне отличается от нью-йоркского уличного оригинала, где основой всему был «грув».

Разумеется, дух уличной культуры в танцах не умер. Проходят фестивали по брейкингу, андеграундные батлы по паппингу и локингу. Другое дело, что их нельзя назвать масштабными, но есть довольно активное танцевальное сообщество, и из этого бульона появляются актеры и танцоры, которых потом можно увидеть в кино. Надо отметить появление молодых, но очень техничных команд, таких как “ABM”, “Machine Gone Fownk” и многих других. Они развивают танец, поднимая его на новый уровень, но общая тенденция состоит в том, что центр уличного танца сместился в Европу и на Восток, где сейчас проходят наиболее масштабные танцевальные события и чемпионаты.

В 2002 году в обычном спортивном зале в Париже прошло довольно скромное танцевальное мероприятие. Участников вместе со зрителями было всего несколько сотен. Пройдет несколько лет, и «Juste Debout» превратится в культовый ежегодный чемпионат, отборы на который будут вестись по всему миру, поднимая новую волну интереса к уличным танцам. Рассмотрим причины, позволившие Juste Debout получить столь широкую известность. Начиная с середины девяностых годов, брейк-данс победоносно шествовал по Европе. В Германии проводится «Battle Of The Year», во Франции тоже большое количество брейк-данс мероприятий. Все остальные уличные танцевальные стили стали рассматриваться как довески к бибоингу, хотя это на самом деле таковым не являлось. Подобная ситуация не удовлетворяла все большее количество танцоров, которые подустали от бибоинга. Это натолкнуло танцора Брюса Соннэ на организацию собственного батла! Мероприятия не для зрителей, а для участников-танцоров, на котором они мог ли бы обменяться опытом, поучиться и вволю посоревноваться друг с другом, под ту музыку, которая близка именно им! Где были бы только «верхние стили», без брейкинга!

Так родился фестиваль «Juste Debout». Его название переводиться как «только на ногах», подчеркивая самобытность и самостоятельность от брейк-данса. Формат мероприятия – батлы два на два по четырем номинациям – паппинг, локинг, хаус и хип-хоп. Также каждый год чемпионат предваряют недельные мастер классы от судей. Крайне важным фактором можно считать социальную политику Франции, которая способствовала развитию уличного танца. Это выражалось с одной стороны в получении пособий по безработице многими танцорами, в числе которых было немало иммигрантов и детей иммигрантов. Пособия дали возможность импровизировать и творить, вообще не думая о коммерческой составляющей танца. С другой стороны власти поддерживали в проведении мероприятий, выделяя на это деньги. Все это вместе дало импульс развитию чемпионата. Уже к 2004 году он проводится в более просторном комплексе, а в 2008 и вовсе перебирается на стадион Берси, вмещающем до 15 тысяч зрителей.

Тут необходимо отметить, что важную роль сыграло развитие интернета, куда регулярно попадали ролики с фестиваля. Очевидно, что “Juste Debout” нес в себе очень востребованную идею, и интерес к этому мероприятию стал интернациональным во многом благодаря интернету, особенно с развитием широкополосного доступа и появлением сервиса youtube. Надо сказать, что и на самом первом батле были гости из Америки, но именно интернет позволил в очень сжатые сроки дать информацию всему миру. Начиная с середины двухтысячных начинают проходить в региональные отборы на чемпионат в других странах мира, причем с каждым годом география расширяется. “Juste Debout” сумел объединить танцоров всего мира, давая им стимул к развитию, и способствуя развитию хип-хоп культуры. И, что очень важно, он сумел это сделать без помощи телевидения. Можно сказать, что Франция подхватила традиции Америки, где культура хип-хопа либо ушла в андеграунд, либо «опопсела» и, привнеся свой колорит, распространила ее по миру.

Также во второй половине двухтысячных, Франция подарила миру еще одно очень массовое танцевальное направление – тектоник (сейчас известный как электро-денс). Эта культура не является прямым потомком тех уличных стилей, которые мы рассматриваем, когда говорим о хип-хоп культуре. Она зародилась в клубах, под электронную музыку. Несмотря на разницу в одежде, музыке и определенный антагонизм, есть общее в самой структуре культур тектоника и хип-хопа. В нем тоже проводятся батлы, в танце используется много техник уэйвинга, кинг-тата и других манер, заимствованных из паппинга. Есть такая же структура чемпионатов во главе с парижским «Вертифайтом», на который тоже проводятся региональные отборы. Развиваясь параллельно в одном городе, более молодая культура электро-денса невольно позаимствовала что-то у хип-хоп культуры. В целом, двухтысячные - эра крупных фестивалей, таких как “Funkstylers” в Германии, “R16” в Корее, “МIR” в России, “Dance Delight” и “Old school nights” в Японии, “Keep on dancing” в Китае.

б) Восток

Уличная танцевальная культура нашла огромное количество поклонников на востоке. В первую очередь в Японии, Корее, Китае, Тайване, Таиланде и Вьетнаме. Безусловно, одна из наиболее больших танцевальных сцен сейчас в Японии. Там техническое мастерство танцоров достигло высочайшего уровня. Во многом это обусловлено тем, что в свое время туда переехало жить много танцоров первого поколения из Америки. Именно они заложили фундамент танцевальной культуре, которая расцвела благодаря восточной скрупулезности и трудолюбию. В Корее танцы, пользуются государственной поддержкой на самом высоком уровне. Корейские танцоры пошли по пути полного копирования американских танцоров, вплоть до мелочей. И это через десятилетие привело их к успеху. Вообще, копирование отличительная черта востока. Если во Франции была противоположенная тенденция, когда уже известные элементы они переиначивали, иногда даже называя по-другому, то восток, обладающий большим уважением к традициям, не спешил с новаторскими идеями, доводя уже существующие техники до совершенства. Вероятно, что в будущем центр танцевальной уличной культуры сместится на восток. Однако в любом случае, эта культура будет интернациональной и широко востребованной.

Путь, который прошла наша страна в двухтысячных, определялся тенденциями, шедшими из Америки и Европы. Так же, как и в Европе, брейк-данс получил широкую любовь народных масс. Это вылилось в огромное количество мероприятий, создание танцевальных школ и общее внедрение в молодежную культуру. В 2001 году был проведен “Battle Of The Year Russia” - отбор на чемпионат в Германию, в 2004 “Freestyle Session Russia”, в котором приняли участие команды более чем из 50 городов России. Ближе к середине двухтысячных глобальное влияние брекинга на танцевальную молодежную культуру снизилось вместе с общим падением его популярности.

В противовес «старой школе» (верхнему и нижнему брейку) начинает выступать возрастающий интерес к «новой школе». Что это такое, никто толком объяснить не мог, кроме того, что танцуется она под хип-хоп музыку. В самых модных клубах проходят батлы по «нью стайлу», возникает большой интерес к этому направлению. Основную информацию танцоры получали из видеоклипов по телевизору и видеокассет. В 2004 году в прокат вышел фильм «Танцы Улиц», демонстрирующий огромное разнообразие уличных стилей. В 2005 году стартует первое танцевальное шоу на МТВ – «Звезда танцпола». Основная идея была заимствована с американского «Шоу Уэйда Робсона». Передача породила заметный резонанс, оживив танцевальную среду. Несмотря на это, информации о самом танце катастрофически не хватало. Все танцевали по принципу «кто во что горазд», далеко не всегда технично, рамки стилей были еще очень условны. Это было вызвано тем, что танцоры за неимением доступа к учителям-основателям, вынуждены были учить не базовые движения, которые задают стилистику и помогают глубоко соединять движения с музыкой, а вторичную по отношению к ним коммерческую хореографию, построенную на элементах хип-хопа.

Примерно в 2003-2004 годах, благодаря интернету, начинает просачиваться информация о проходящем в Париже чемпионате “Juste Debout”. На нем делали совсем не то, что в клипах MTV, но это было мощно и свежо. Надо отметить, что ситуация во Франции в начале двухтысячных в плане понимания хип-хопа не сильно отличалась от России, но туда уже приезжали гуру из Америки, дававшие школу танца, да и собственные танцевальные традиции были сильнее. Поэтому в течение короткого времени Франция становится локомотивом обновленной хип-хоп культуры, на которую равняются все, в том числе и наша страна. Начинается повальное увлечение форматом баттлов, предложенным чемпионатом “Juste Debout”, а именно четверка стилей: хип-хоп, хаус, локинг и паппинг. По этому прототипу делаются многочисленные чемпионаты в нашей стране, такие как “MIR”, “BattleZone”, «Тимка» в Москве, «Энерджи» в Челябинске, «Северная битва» в Санкт-Петербурге. Так же продолжилось развитие и бибоинга, хотя такого бума, как в конце девяностых, уже не было. Фестивали «Кофемолка», «Майя Батл», «16» - наиболее крупные и значительные на сегодняшний день.

С 2007 года русские танцоры начинают активно ездить в Европу, посещать мастер классы, привозить преподавателей к себе на родину. Оказывается, что очень многому надо научиться, чтобы наверстать отрыв от остального мира. Стремление к новой информации сильно подняло танцевальный уровень в нашей стране, однако без перегибов и слепого поклонения не обошлось. Оказались забыты многие успешные традиции, которые уже успели выкристаллизоваться во времена первой волны в СССР, особенно это сказалось на стиле электрик-буги, которые многие стали критиковать за «неправильность» по отношению к первоначальному паппингу. Однако, группа танцоров во главе с Александром Драконом и Антоном Климатом, преобразовав новый зарубежный опыт, применили его к электрик-буги, устранив недоработки советской эпохи, сделав этот стиль вновь актуальным. Говоря о развитии уличной культуры, нельзя не отметить Илью Пинчера, внесшего огромный вклад в становление паппинга и бугалу, Эдуарда Магаева и его коллектив «Ice Beat» - передовых танцоров в стилях хип-хоп и хаус. Российские брейкинг коллективы «Top 9», «All the Most» хорошо известны во всем мире и пользуются заслуженным уважением. Многие другие тоже внесли и продолжают вносить свою лепту в развитие и популяризацию уличной танцевальной культуры. Надо помнить, что это живая, развивающаяся история, в которой будет еще много непредсказуемых и ярких поворотов.

 

Вы можете копировать эту статью, только указывайте место, откуда взяли и ее автора, Кускова Александра (Дракон).

Читать продолжение:

Часть 1 Как все начиналось

Часть 2 Расширение границ

Часть 3 Мейнстрим - хорошо или плохо

Часть 4 Эра чемпионатов

Рекомендуем прочитать